Уважаемые! Эта статья для тех, кому хочется подумать "Вширь" и "Вглубь" о процессах, имеющих место быть сегодня и, возможно, завтра.
Она достаточно велика. Подумайте дважды, стоит ли её читать. И уж точно - стоит ли её комментировать, не прочитав до конца.
Приятного и нелёгкого чтения!
История, если она является реальной историей, наукой, а не шизофреническим бредом в духе древних славяно-ариев и динозавров, говоривших на древнееврейском языке,
способна помочь пытливому уму не только понять, что было, но и то, что будет. Всем хочется увидеть будущее. Хотя не все способны. И проблема тут в необходимости не только ума, т.е. мозгов, но и практических знаний, покоящихся на фундаменте реальных, а не выдуманных событий, подлинных, а не сочинённых фактов.
Про революцию 1905 года слышали или все, или почти все. Но тех, кто ЗНАЕТ и ПОНИМАЕТ события и пружины тех лет, сегодня мало. Современной власти такие знания не нужны. Ей нужны основы религии в школьной программе, а не основы истории и обществоведения. Почему не нужны, будет ясно из дальнейшего.
Мы не будем здесь читать курс Новой истории. Желающие сами найдут всё необходимое в интернете. А мы скажем о главном.
К 1905 году у населения России накопилось много, очень много претензий к царской власти. Это были требования и безземельного крестьянства, и рабочего класса, изнурённого непосильной эксплуатацией, и интеллигенцией, возмущённой бездарной и преступной политикой царской власти, проигранной японской войной и потерянными территориями, коррупцией и произволом царских ставленников на местах и многое другое.
Понимая, что этот материал могут читать безмозглые (хотя и не по своей вине) юноши новых лет, подчеркнём здесь:
НИКАКИЕ БОЛЬШЕВИКИ или КОММУНИСТЫ к революции 1905 года отношения не имели! РСДРП едва сложилась и находилась к этому моменту в стадии окончательного формирования как в организационном смысле, так и в идеологическом.
Самой яркой фигурой тех дней был не Ленин и не Сталин, не Троцкий или Урицкий (запомните это, мальчики!), а православный священник, некто Георгий Аполлонович Гапон. Гапон никогда не принадлежал НИ К ОДНОЙ из существовавших тогда политических сил. Он собирался создать свою собственную партию под названием "Рабочий Союз".
Гапон был яркой, исключительно харизматичной личностью, блестящим оратором и отличным психологом. И народ, и ситуацию в стране Гапон понимал отлично.
При этом Гапон был человеком исключительно честолюбивым, убеждённым в своём мессианстве едва ли не с рождения, не готовым делиться будущей властью ни с кем!
Принципы пролетарской Революции, теорию революционного движения, лидеров оппозиции тех лет Гапон знал, но не считал их важными или равными себе.
Хотя, ради достижения своих целей, способен был блокироваться и с левыми, и с правыми, и даже с некоторыми властными кругами, против которых боролся.
Выступая на III съезде РСДРП, Ленин характеризовал Гапона как «человека безусловно преданного революции, инициативного и умного, хотя, к сожалению, без выдержанного революционного миросозерцания», и этим было всё сказано.
Примерно в этом же духе о нём отзывались и остальные революционеры, даже оппозиционные большевикам.
Интересно, что Гапон и Ленин были одногодками. Оба родились в 1870 году, Гапон был старше Ленина на два-три месяца. Им было всего лишь по 35 лет. Но абсолютно мудрое и верное замечание Ленина, которое мы привели, уже предельно ясно говорит о том, какая бездна лежала между ними в области понимания революционных процессов. Ленин был бесконечно мудрее и дальновиднее, что и подтвердила история через 12 лет.
О Гапоне, его манёврах и заигрываниях с властью, в частности, с С.Ю. Витте, вместе с которым он собирался противостоять большевикам (которых умный Витте прозорливо считал гораздо более серьёзной угрозой режиму, чем Гапон и его "Рабочий Союз"), о стремлении к личной власти и даже некоторой личной, скажем так, неаккуратности, написано немало, и найти это в свободном доступе не составляет никаких проблем.
Ограничимся тем, что скажем:
Георгий Гапон был самой известной протестной фигурой тех лет, диссидентом-одиночкой, способным, тем не менее, увлечь за собой многие десятки тысяч людей.
И в 1905 году он это сделал. И возглавил протестное движение в Петербурге.
А вот теперь мы перейдём к главному.
Выступления народа под водительством Гапона НИКАК НЕ УГРОЖАЛИ ВЛАСТИ! Это НЕ БЫЛО РЕВОЛЮЦИЕЙ! Рабочие Петербурга вышли на "акцию протеста" во главе с Гапоном БЕЗ ОРУЖИЯ и даже БЕЗ РЕВОЛЮЦИОННЫХ ЛОЗУНГОВ! По мнению некоторых исследователей, замысел Гапона восходил к идее всеобщей мирной стачки, выдвинутой его учителем-толстовцем И. М. Трегубовым
Вот что было написано в их петиции на имя царя Николая Второго:
Вот, Государь, наши главные нужды, с которыми мы пришли к Тебе! Повели и поклянись исполнить их, и Ты сделаешь Россию счастливой и славной, а имя своё запечатлеешь в сердцах наших и наших потомков на вечные времена. А не повелишь, не отзовёшься на нашу мольбу, — мы умрём здесь, на этой площади, пред Твоим дворцом. Нам некуда больше идти и незачем! У нас только два пути: — или к свободе и счастью, или в могилу. Укажи, Государь, любой из них, мы пойдём по нему беспрекословно, хотя бы это и был путь к смерти. Пусть наша жизнь будет жертвой для исстрадавшейся России! Нам не жалко этой жертвы, мы охотно приносим её!
— Г. А. Гапон. Петиция рабочих Санкт-Петербурга для подачи царю Николаю II
Чтобы не дать властям повода применить силу, Гапон решил придать движению максимально мирный характер. Было решено, что народ пойдёт к царю абсолютно безоружным и не допустит никаких беспорядков. Эту мысль Гапон настойчиво внушал рабочим в своих выступлениях. По словам очевидца, Гапон «грозно, подобно Савонароле, требовал и заклинал — и весь народ громогласно повторял вслед за ним в собраниях эту клятву — не прикасаться к спиртным напиткам, не иметь при себе оружия, даже перочинных ножей, и не применять грубой силы при столкновении с властями».
Предвидя, что царь не захочет выйти к народу из опасения за свою жизнь, Гапон потребовал от руководящего кружка рабочих поклясться, что они гарантируют безопасность царя ценой своей собственной жизни. «Если что-либо случится с царём, я первый покончу с собой на ваших глазах, — говорил Гапон. — Вы знаете, что я умею держать слово, а в этом я клянусь вам». По распоряжению Гапона изо всех отделов были выделены особые дружины, которые должны были обеспечить охрану царя. Таковых было до 1000 человек, и они должны были наблюдать за порядком во время мирного шествия.
Как известно, выступление рабочих в этот день было расстреляно царём. Погибло по разным оценкам от 150 до 200 человек и до 800 было ранено.
И если вы внимательно прочли всё, написанное перед этим, то вы должны понять "главную загадку" этих событий. Почему царь стрелял в народ? Зачем?
Толпа не была вооружена, её лидеры открыто призывали к мирному диалогу с властью, сам Гапон был тайно связан с C. Витте - Премьер-Министром в царском правительстве и даже брал у него деньги. Деньги он брал и у департамента полиции, и у финского революционера К. Циллиакуса, вместе с которым готовил в Петербурге вооружённое восстание. Впоследствии оказалось, что эти деньги имели японское происхождение (!!).
И тем не менее, царь стрелял в Гапона и в его сторонников! Сам Гапон был ранен в ходе выступлений.
Зачем и почему царь это сделал?
Никакого разумного, осмысленного объяснения этому поступку вы не найдёте. Ответ здесь только один:
ЦАРЮ БЫЛО НЕЧЕГО ОТВЕТИТЬ НА ПЕТИЦИЮ!
Николай Второй, по которому убиваются нынешние монархические недоумки на самых разных уровнях, в принципе не мог "снизойти" до разговора с теми, кого сегодня мы называем "офисными хомячками".
С кем говорить? Перед кем оправдываться? Перед провокатором Гапоном? Перед его грязной и тупой толпой, замахнувшейся на святое - основы российской государственности?
Не только в сознание императора, но даже в сознание его сановников никак не могла уместиться мысль, что народ заслуживает внимания хотя бы иногда, что хотя бы иногда с ним надо разговаривать и идти на уступки, чтобы не потерять всё.
Эта мысль не умещалась в их сознание потому что само понятие "народ" не существовало в представлении монархии иначе, чем тупое быдло, которое обязано делать и слушать, что ему скажут или не скажут и благодарить царя денно и нощно за то, что он - царь! Помазанник Божий!
Говорить с народом власть просто не могла себе позволить! Она не могла "упасть так низко".
Это называется "Классовый антагонизм". Полная несмыкаемость интересов народа и власти.
Эти события чрезвычайно важны и интересны нам по многим причинам. Прежде всего потому, что теперь становится особенно выпуклой гениальная мудрость и прозорливость Ленина, всегда знавшего о невозможности никакого диалога с царём и потому - о полной бессмысленности акции Гапона. Ленин знал об этом, потому что он был МАРКСИСТОМ и вырос на понимании классового антагонизма как непременного атрибута капиталистического, классового общества. Гапон этого не понимал. И осуждал пролетариат за его марксистскую непримиримость.
Если вам Гапон напомнил кого-то из современных политиков, то вы можете представить себе и то, что сказал бы ему Ленин сегодня:
- Алексей! Я уважаю ваш порыв, но он бессмысленен! Вы никогда и ничего не добьётесь! Потому что в капиталистическом обществе власть НИКОГДА не пойдёт на диалог с народом, если народ попытается ограничить права этой власти. Пробуйте! Потом расскажете! Уверен, что если в вас не будут стрелять, то наверняка вас массово арестуют! Иного не будет!
Однако, есть тут и другие интересные аналогии. Взглянем ещё раз на знаменитый майдан 2014 года. Можно ли проводить здесь какие-то параллели с событиями в Питере в 1905 или в Москве вчера?
Нет! Нельзя. Это принципиально разные события. Протесты в Питере тогда и в Москве сейчас - по сути не протесты, а требования разговора! В их основе нет желания свергнуть режим! В их основе - наивная попытка договориться с властью, для которой они не существуют, как социальные единицы!
Власть говорить с ними не будет. Во-первых, ей нечего сказать. Во-вторых, она не способна "унижаться" перед плебсом.
И здесь надо принципиально понять главное - расстрел рабочих тогда и аресты активистов сегодня есть события одного порядка. Как бы цинично это ни звучало, но смерть здесь равна тюрьме. Потому что за ними - ОТСУТСТВИЕ СПОСОБНОСТИ И ЖЕЛАНИЯ ВЛАСТИ ГОВОРИТЬ!
Ведь важно не то, что 100 лет назад толпу разгоняли казаки, а сегодня национальная гвардия. И не то, что на место Гапона пришёл Навальный. И не то, что вместо свобод и конституции народ требует борьбы с коррупцией.
А то, что ни тогда, ни сейчас говорить с народом о его потребностях некому.
"Вот ещё! Было бы перед кем оправдываться!" сказала власть тогда и сейчас. И умолкла.
Молчание. Это всё, что власть была и есть способна предложить плебсу. Потому, что если бы власть хотела улучшать жизнь народа, то она бы это делала без лишних разговоров и принуждения.
Поэтому расстрел 1905 года и разгон 2016-го - ЯВЛЕНИЯ ОДНОГО ПОРЯДКА! Преступления - и то, и другое. В их основе - непримиримый классовый антагонизм.
Власть отказалась слушать свой собственный народ. Гапон или Навальный - НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ! Персоналии - ничто с точки зрения общественных процессов, если мы говорим о марксистском анализе. Они - производное от этих процессов.
В Киеве 2014 года всё произошло с точностью до наоборот.
Там не власть, а "народ" оказался не готовым к компромиссам, которые ему предлагал Янукович. Но дело не в Марксизме, как уже готовы заявить некоторые, а в том, что в основе киевских протестов не было революционной составляющей! Протестующие на майдане стремились не изменить власть, а захватить её. Любым путём! С оружием в руках!
Их желанием было не добиться социальных перемен и конституциональных гарантий народу, а стремление перераспределить власть в свои руки, не меняя при этом её структуры, её внутренней сути. Заменить один "беспредел" - другим, своим собственным, к тому же - под прямую диктовку иностранных "специалистов". Это не было революцией. Это был классический переворот, и дальнейшие события это подтвердили. Поэтому, если в 1905 или в 2016 году российская власть совершила преступление, отказавшись от диалога с народом, то в Киеве власть ошиблась на 180 градусов. Она пошла на диалог с "народом" , который был, по сути, не народом, а кучкой заговорщиков, выступавших от имени народа и поэтому не хотелa этого диалога, а хотелa силового разрешения ситуации любой ценой. Поэтому Янукович был ОБЯЗАН стрелять. Но он этого не сделал. И совершил преступление.
Поэтому в одном случае мы пишем слово народ в кавычках, а в другом - без. В Питере и в Москве кавычек не было. В Киеве - были.
Дальнейшее известно. Ленин и большевики не принимали никакого участия в событиях 1905 года. Но "Кровавое воскресенье 9-го января" стало неубиваемым аргументом в пользу Марксизма и позиции Ленина в вопросе о переустройстве жизни в России. Сама история подтвердила правоту учения о классовом обществе и путях разрешения накопившихся противоречий.
Крайне неумный и абсолютно равнодушный царь Николай не понял происшедшего даже спустя 12 лет! И в итоге заплатил за свою глупость собственной головой.
Но это было потом. А сразу после расстрела на Невском он, лично отдавший приказ о расстреле, сделал потрясающую по цинизму и глупости запись в своём дневнике:
«Тяжёлый день! В Петербурге произошли серьёзные беспорядки вследствие желания рабочих дойти до Зимнего дворца. Войска должны были стрелять в разных местах города, было много убитых и раненых. Господи, как больно и тяжело!»
14 января в газетах было опубликовано послание Священного Синода «по поводу беспорядков рабочих», составленное под редакцией К. П. Победоносцева. В нём проводилась мысль, что беспорядки 9 января были вызваны подкупом со стороны военных противников России, которые хотели вызвать в ней внутреннюю междоусобицу и затруднить снабжение действующей армии. Рабочих призывали трудиться «в поте лица своего» и остерегаться ложных советников.
Речь императора в черновом варианте была составлена Треповым. В ней говорилось, что рабочие были введены в заблуждение «изменниками и врагами родины», которые поднимали их на бунт против царя и правительства.
Спустя 110 лет в похожих обстоятельствах Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, комментируя массовые акции протеста против коррупции, прошедшие по всей России в воскресенье, заявил, что в Кремле трезво анализируют их масштабы, рассказал о неких "фактах" подкупа несовершеннолетних участников московской акции, которые до поры скрываются правоохранительными органами, а тот факт, что митинги не освещались в государственных СМИ, полностью приписал редакционной политике этих СМИ.
Не правда ли - любопытные совпадения? Трудно назвать их случайными. Особенно, если вы смотрите на них совершенно непредвзято и с позиции исторической науки.
А ещё, спустя эти 110 лет, никуда не исчезла потребность в дневниках у властных персон. Изменилась форма - на смену тетрадям и гусиным перьям пришли Твиттер и клавиатура.
И, отвечая на вопрос одного из своих подписчиков о том, где он был во время Московских протестов, Д.А. Медведев написал:
- Катался на лыжах.
И всё.
А где больше цинизма - в николаевском дневнике или медведевском твиттере - решайте сами.
Кстати, внешне эти двое тоже весьма похожи.
А ещё - Николаю Второму было отказано в эмиграции, когда в этом возникла острая необходимость.
Это - так, к слову.
Ну, а что касается личных симпатий автора статьи применительно к историческим персонажам, о которых шла речь, то один такой тут точно есть.
И уж конечно это не Г. Гапон и не А. Навальный.
Это В.И. Ленин, как всегда оказавшийся непогрешимым.
Что и подтвердили последующие события.
Ехидный Douglas
Источник: politobzor.net
|